О сейдах и тайнах древних цивилизаций часть 1

НАУЧНЫЕ  МИФЫ о СЕЙДАХ. Переход к достоверным знаниям.

Волков Василий Васильевич, действительный член РГО, исследователь северных мегалитов, кандидат технических наук

Карелина Марина Юрьевна, действительный член РГО, исследователь северных мегалитов, психолог

 Изучая немногочисленные публикации о каменных мегалитах – сейдах – поневоле приходишь к выводам, что наиболее сложным для восприятия является не географическое и архитектурное описание сейдов, не особенности местного народного эпоса и религиозных культов на эту тему, а самые очевидные вопросы: «Кому и зачем это понадобилось?» и «Когда и как они это сделали?». При попытках на них ответить высказываемые мнения и гипотезы даже в научных публикациях зачастую приобретают крайние эмоциональный характер.

Повышенная эмоциональность часто бывает вызвана тем, что уж очень необычным для традиционной науки является сам предмет исследований, а тем более необычными бывают выводы, сделанные в результате его добросовестного и беспристрастного изучения. Например, не так-то просто историку признать, что сейды могли быть установлены в «неисторический период», а археологу – что сейды не соотносятся ни с одной из описанных археологией культур. Согласитесь, не каждый исследователь способен легко распрощаться с постулатами его родной кормилицы-науки, если они вступают в противоречие со вновь обнаруженными фактами?! Что уж говорить об эзотериках и журналистах, чей подход часто вообще не подразумевает логическое обоснование и экспериментальную проверку полученной информации и выдвигаемых гипотез?

Для того чтобы в этом разобраться, отделив факты от эмоций а достоверные знания от мифов, сначала необходимо систематизировать имеющиеся знания и попытаться ответить на два основных вопроса:

1. Что мы знаем о сейдах?

2. Что мы знаем о сейдах достоверно?

Затем необходимо отбросить недостоверные знания, как бы не привлекательно они выглядели с эмоциональной точки зрения, а на основании достоверных знаний выдвинуть новые гипотезы и выполнить их проверку.

Вначале коротко остановимся на том, что будет пониматься под термином «сейд». В популярной литературе и интернет-публикациях этим словом часто называют всё что угодно. В зависимости от целей, стоящих перед автором статей, книг или сайтов, сейдом может называться Волшебный летающий камень, любой священный предмет, божество, идол, объект жертвоприношений и т.д. Причем часто без вариантов утверждается, что именно таков перевод этого слова с саамского языка [23].

Не лучше обстоит дело и в научной литературе. Так, в работе В.Ю. Визе «Лопарские сейды» [6] диапазон определений сейда весьма широк. Сейды, со ссылкой на различных авторов, определяются им как «каменныя или деревянныя изображения, которыя употреблялись лопарями в их культе», либо «идолов, которыми лопари пользовались при колдовании». Упоминается, что «… изображение бога грома Айеке лопари делают из дерева и такое изображение также называют сейдом». Как резюмирует сам Визе, под сейдом лопари понимали «… вообще всякий предмет, который, по их мнению, обладал чудодейственной волшебной силой». Эти же работы впоследствии цитируют и археологи [22].

В современной литературе сейдом обычно называют следующие объекты или действия.

1. Священный объект, предназначенный для поклонения.

2. Мегалит, т.е. камень различных форм и размеров, установленный в особом месте в видимо неустойчивом положении (часто на небольшие камни-подставки) и имеющий некие необычные свойства. Иногда такой мегалит называют также камнем сейда.

3. Статус носителя священного знания. Например, в работе [25] приводится следующая цитата: «... Черемухой да луком вскормленные доросли до ханского величия. ... Поднялись отважными сынами, стали и справедливыми, и мудрыми. Вознеслись высокими сейдами. Из всех стали высоко вознесенными сейдами-сановниками. А как стали мужами-сейдами, выдавались они мужеством и отвагою...».

4. Магическую практику или сеанс магической терапии, сакральное место в магической практике [25].

Сразу оговоримся, что наши исследования не касаются обычаев и верований саамов, магических практик или потомков Чингисхана. Основной целью экспедиций Русского географического общества в Карелию и на Кольский полуостров в 2005, 2008, 2009, 2010, 2011 и 2012-м годах являлось изучение каменных мегалитов или камней сейдов, обычно называемых просто сейдами. Именно их в рамках данной статьи мы и будем называть словом «сейд».

Поэтому, вопрос первый: Что мы знаем о сейдах? Он тесно смыкается со странным, но лишь на первый взгляд, а на самом деле очень важным вопросом: А откуда мы, собственно, это знаем?

Научные публикации в реферируемых научных изданиях на русском языке, характеризующие сейды как культурное явление, широко распространённое по территории Земного шара, нам неизвестны. Немногочисленные публикации, изучающие отдельные свойства мегалитов и их возможные связи с известными в археологии культурами, в основном с саамской, являются скорее исключением из общего правила [6,10,13,18,22,26]. Так называемая «официальная» наука старательно делает вид, что никаких сейдов вообще не существует. При этом используется хорошо отработанная стратегия. Она заключается в том, что как только официальные научные институты сталкиваются с новыми явлениями, выходящими за рамки господствующих теорий или постулатов, вместо повышенного научного интереса и объективного углублённого изучения, применяется один их следующих подходов.

1. Явление объявляется «лженаучным» и потому автоматически не имеющим права на существование вообще и на научное изучение в частности. В качестве аргументации приводится «не может быть, поскольку противоречит общеизвестным научным фактам». В переводе с научного языка на популярный, явление объявляется «ересью».

2. Применяется «стратегия страуса», т.е. явление просто не исследуется, как будто бы его не существует. Его изучение не включается в научные программы институтов и не финансируется. Работающие в этом направлении учёные-энтузиасты, считаются «чудаками», их работы практически не печатаются в реферируемых научных сборниках.

Особенно хорошо эта стратегия отработана в гуманитарных дисциплинах, в которых при теоретическом обосновании гипотез практически не используется математический анализ, а при их подтверждении – математическая обработка результатов экспериментальных исследований. Поэтому многие слабо подтверждённые «научные» выводы являются скорее точкой зрения авторов.

Немногочисленные научные и научно-популярные публикации, упоминающие сейды, написаны в основном этнографами, исследовавшими саамский фольклор, либо археологами, изучавшими следы древних народов и цивилизаций. Пока официальная наука старательно делает вид, что никаких сейдов не существует, большая часть информации о сейдах на русском языке содержится на эзотерических или туристических сайтах Карелии и Мурмана. Достоверность такой информации невысока. Чего только не напишешь, чтобы привлечь хоть каких-нибудь туристов и получить хоть какую-нибудь прибыль!

Большинство публикаций отмечают существование у северных народов культов, одним из которых является широко распространённый культ священных камней – сейдов. Он обычно описывается состоящим из ритуалов, жертвоприношений и просьб хорошей погоды, охоты, рыбной ловли, здоровья, личного благополучия и других насущных потребностей.

Для нашей работы изучение древних саамских преданий и культов достаточного количества достоверной информации не несёт. Нисколько не умаляя заслуг их первых исследователей (Н.Н. Харузин, В.Ю. Визе, Н.Н. Волков, В.В. Чарнолусский, А.Я. Брюсов и др.) [6,10,26,27], необходимо отметить, что мегалиты вовсе не являлись объектом их изучения. Их интересовало совсем другое – обычаи и верования саамов. Поэтому большинство из этих авторов и не пытались изучать сами северные мегалиты – сейды. В результате никого из них не заинтересовали простые и очевидные вопросы, например, как саамы или их предшественники с их небольшой численностью и примитивным уровнем развития могли приподнять и поставить на опоры в видимо неустойчивом положении тысячи, десятки, сотни тысяч мегалитов, вес многих из которых составляет десятки и сотни тонн? И если не они, то кто и когда это сделал? А главное, зачем они это сделали?

Да и видели ли этнографы эти сейды? Вряд ли. По крайней мере, ни в одной из работ, опубликованных c XIX до первой половины XX, века никем не упоминаются десятки тысяч, тысячи, хотя бы сотни реально существующих на Кольском полуострове камней сейда, и тем более не описываются их комплексы.

На наш взгляд, именно отсутствие достоверных знаний о сейдах, полученных в результате серьёзных научных исследований, и привело к формированию многочисленных и до сего времени существующих мифов о сейдах. Для того, чтобы объективно рассуждать о мифах и мифологии, вначале необходимо рассмотреть, что такое миф, и чем он отличается от гипотезы и от достоверного знания?

В научной литературе определение "мифологический" применяется к тому типу знания, которое базируется не на рациональных доказательствах, а на вере и убеждениях [21]. Убеждения могут быть предписаны культурными традициями, религиозными или идеологическими системами, ложными или устаревшими научными представлениями и другими причинами. Но наиболее важным является то, что мифы имеют особую логическую структуру, отличную от достоверного знания. Эти отличия могут быть следующими:

1. Форма явления путается с его содержанием;

2. Сущность явления подменяется его происхождением;

3. Независимым друг от друга событиям приписывается обязательная целенаправленность;

4. Случайное соседство во времени или пространстве принимается за причинно-следственную связь;

5. Недостаточно проверенные или намеренно подтасованные факты принимаются за исходные при последующих выводах и построении общих концепций и т.д. [21].

Если мифы лежат в основе представлений, охватывающих мироздание в его природных, культурных и человеческих аспектах, их сочетание называют мифологической картиной мира, а сознание человека – носителя такой картины – называют мифологическим сознанием.

Ошибочно считать, что мифологическое сознание было присуще только древним людям. Все мы помним, насколько развита была мифологическая концепция Советского Союза. Она включала и космогенический акт творения нового мира (Великая Октябрьская Социалистическая Революция) и его очищение от демонических сил (Продолжение классовой борьбы, Триумфальное шествие Советской власти, Коллективизация, Индустриализация) и эпоху битв (Гражданская и Великая Отечественная война). С раннего детства изучались сказки про «Доброго Дедушку Ленина» и «Отца Народов Сталина», проводились ритуалы и ритуализованные революционные праздники, партийные съезды, питаемые революционно-магической энергией масс и т.д.

Мифы никуда не исчезли. На смену ушедшей советской сейчас пришла новая мифологическая система, мощнейшим инструментом которой являются средства массовой информации. Современные мифы не менее изощрённы, чем прошлые. Не будем здесь и сейчас рассматривать стандартный набор мифов «про свободу и демократию», «про самое демократическое государство США», возьмём пример попроще.

Сегодня одним из широко распространённых является миф о формуле успешности и счастья современного человека. Сущность его заключается в том, что счастливым является успешный человек, то есть тот, кто: ни в чём себе не отказывает; имеет много денег, стандартный набор материальных благ и развлечений (машина, квартира, загородный дом, отдых за границей на престижных курортах) и т.д. Этот на первый взгляд безобидный миф имеет чёткую логическую структуру и конкретный источник происхождения. Целью его распространения является формирование сознания человека-потребителя, которое в результате существенного упрощает управление потребительским обществом.

Ещё более изощрёнными стали способы распространения современных мифов. Например, одним из наиболее эффективных способов является следующий. В сети интернет на часто посещаемых страницах мы можем увидеть стандартную фразу: «Учёные доказали, что…». Далее идёт какой-нибудь бред, например о том, что скоро настанет конец света, либо что шоколад очень полезен для печени. Само собой, информация совершенно не соответствует действительности, но у читателя, недостаточно хорошо знакомого с методикой научных исследований, при многократном её повторении может создаться ощущение достоверного знания.

Аналогичным образом формируются и мифы в науке. Для их создания достаточно всего лишь не очень хорошо проверить, либо просто подтасовать факты, некритично использовать труды «научных корифеев», либо вместо научных знаний отталкиваться от личных пристрастий, модных теорий или принятых политических воззрений. Но самым эффективным способом формирования научных мифов по-прежнему остаётся многократное бездоказательное повторение и утверждения типа: «это же очевидно…», «учёные доказали…».

Мифы в науке не следует путать с научными гипотезами. Гипотеза (греч. «основание», «предположение») также, как и миф, является недоказанным утверждением, предположением или догадкой. Но, в отличие от мифа, гипотеза является формой развития знаний и представляет собой обоснованное предположение, которое выдвинуто с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений, но ещё не подтверждено и не опровергнуто. В отличие от мифа, гипотеза предполагает либо последующее подтверждение, и тогда превращается в установленный факт, либо опровержение, которое переводит её в разряд ложных утверждений. Мифы, в отличие от гипотез, не требуют обоснованных подтверждений, поскольку изначально основываются не на рациональных доказательствах, а на вере и убеждениях.

Поэтому по результатам исследований, выполненных в шести экспедициях, многочисленных семинаров, обсуждений с коллегами-исследователями и изучения немногочисленных научных и научно-популярных публикаций, мы выделили, кратко сформулировали и рассмотрели возможное происхождение наиболее распространенных мифов о сейдах. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы отделить достоверные знания от недостоверных. Поскольку часть этих мифов написана научным языком и опубликована научными сотрудникам в научной литературе, мы называем их научными мифами о сейдах. В настоящее время нам удалось выделить и сформулировать следующие основные научные мифы о сейдах.

Миф №1. Сейды – это обычные валуны, случайно поставленные на свои места ледником.

Миф №2. Сейды – это древние культовые сооружения, святилища.

Миф №3. Существуют «антропоморфные» и «зооморфные» сейды.

Миф №4. Существуют «природные прообразы» сейдов, глядя на которые древние люди пытались их повторить, воспроизвести, постепенно обучаясь и усложняя конструкцию устанавливаемых ими мегалитов.

Миф №5. Сейды обязательно расположены вблизи геотектонических разломов и привязаны к ним.

Миф №6. Сейды – это некие устройства, созданные и использовавшиеся древними для ряда утилитарных насущных потребностей: ловли рыбы, охоты, добычи тепла, ориентирования и т.д.

Миф №7. Сейды устанавливались обязательно одной из известных современной археологии культур, существовавших на севере в послеледниковый период: мезолитических, неолитических, саамской и т.д.

Рассмотрим миф №1: Сейды – это обычные валуны, случайно поставленные на свои места ледником.

Это наиболее древний миф о сейдах, и сегодня часто встречающийся в научной и научно-популярной литературе. История происхождения мифа предельно проста. Не заметить сейды на севере нельзя. Поэтому происхождение сейдов, хорошо выделяющихся из окружающего ландшафта своей формой, местоположением, видимой неустойчивостью постановки, необходимо было хоть как-нибудь объяснить. Поскольку мнение об искусственной установке мегалитов в науке XIX и первой половине XX веков было совершенно недопустимым (учёные же доказали что некому было ставить, кто не понял – упал и отжался!), то единственной «научной» версией оставалась случайная установка валунов, принесённых ледником, который впоследствии растаял. При этом тысячи крупных валунов сами по себе аккуратно опустились и установились в видимо неустойчивом положении с минимальной площадью опоры. Все остальные версии в расчёт не принимались, даже если «единственно возможная научная» полностью противоречила огромному количеству накопленных фактов. Такова уж логика формирования мифов, основанная не на рациональных доказательствах, а на вере и убеждениях.

Хотя достаточно немного отвлечься от так называемых «научных» версий установки сейдов и беспристрастно исследовать достаточно большое количество мегалитов (хотя бы несколько тысяч) на удалённых друг от друга территориях, то становится ясной общая картина. Она заключается в том, что в способах установки и местах расположения сейдов прослеживается ряд сразу бросающихся в глаза закономерностей.

Во-первых, для установки сейдов использовались не все и не какие попало камни, а наиболее выдающиеся, реже всего встречающиеся, наиболее крупные из имеющихся, весом в тонны, десятки и сотни тонн.

Во-вторых, эти камни установлены не в каких попало, а в выдающихся и выделяющихся в ландшафте местах.

В-третьих, огромные камни стоят в видимо неустойчивом положении, большей частью на подставках, иногда как бы нарочито разноцветных выполненных из камней различной породы. Наиболее выдающиеся сейды иногда увенчаны каменными навершиями, часто также множественными и разноцветными.

В-четвертых, сейды стоят не на грунте, а на выходах коренных материковых пород, как правило, не в понижениях, а на возвышенностях. При случайной ледниковой установке картина была бы противоположной: покатые валуны скатились бы с «неудобных» маленьких подставок и возвышенностей в низины и «удобно» легли бы там на грунт в соответствии с никем не отменёнными законами гравитации и энтропии.

В-пятых, при внимательном наблюдении между отдельными наиболее выдающимися сейдами обнаруживаются устойчивые связи различного характера. Некоторые из таких связей авторам удалось обнаружить и подтвердить различными независимыми друг от друга способами, в том числе и объективными приборными измерениями. Часть из них представляют собой достаточно протяжённые прямые линии. В ряде случаев отрезки этих линий отмечены на местности цепочками камней, которые невозможно не заметить беспристрастному наблюдателю [7,8,9].

Сочетание перечисленных закономерностей при их беспристрастном (т.е. не эмоциональном, а научном) анализе сводит вероятность случайной установки мегалитов практически к нулю. Мы говорим «практически», потому что теоретически такая вероятность, конечно же, существует. Она равна вероятности случайного расположения рассыпавшегося типографского шрифта в текст романа «Война и мир». Мы являемся сторонниками не мифологического, а рационального научного подхода, поэтому считаем, что случайное многократное рассыпание шрифта – не лучший способ написания этого романа. Для написания гениального романа нужен гениальный автор, Лев Николаевич Толстой. Поэтому, если сейды действительно ставил ледник, то он был не просто разумным, а гениальным, и авторам очень хочется лично с ним познакомиться для того, чтобы попросить у него автограф (Рис. 1). Продолжение следует...